27 Июля 2006, Четверг

Вынесено первое решение в череде дел об исчезновениях

Европейский Суд по правам человека сегодня признал Российское Правительство ответственным за исчезновение и смерть молодого человека в Чечне в 2000 г. Это первый случай, когда Европейский Суд принял решение по делу об исчезновении в Чечне, как сообщила организация «Правовая Инициатива по России».

«Это поворотное решение, которое будет имеет огромное значение для других чеченских дел по “исчезновениям”, ожидающих рассмотрения в Суде», - заявил Улэ Солванг, исполнительный директор «Правовой Инициативы по России», организации, которая представляла в Европейском Суде жалобу от имени матери Яндиева. «Мы надеемся, что в ответ российские власти проведут тщательные расследования по этому и другим фактам принудительных “исчезновений” в Чечне».

В деле Базоркина против России Суд рассмотрел ситуацию с “исчезновением” Хаджи-Мурата Яндиева, 25-летнего жителя Чечни, задержанного 1 февраля 2000 года, после того как он покинул Чечню вместе с группой боевиков. После задержания в селе Алхан-Кала Яндиева допрашивал генерал-полковник Александр Баранов, который в конце допроса приказал казнить Яндиева. Допрос и приказ о казни были зафиксированы на камеру несколькими съемочными группами, и эта видеозапись была передана в Суд в качестве доказательства. С момента допроса Яндиев числился пропавшим без вести.

Несмотря на многочисленные попытки матери пропавшего найти сына, обращаясь в российские правоохранительные структуры, уголовное расследование по факту “исчезновения” было открыто только в июле 2001, спустя почти восемнадцать месяцев после событий. Также, несмотря на явные доказательства, следствие по делу приостанавливалось шесть раз за последние шесть лет со ссылкой на невозможность установить подозреваемых. Генерал-полковник Баранов впервые был допрошен только в июне 2004 года. Никакие обвинения в российском суде ему не были предъявлены.

В своем решении Суд установил следующее:

  • Задержание Яндиева было незаконным, поскольку российские военные действовали не в соответствии с установленной российским законодательством процедурой (нарушение статьи 5 Европейской конвенции по правам человека);

  • Яндиев должен считаться умершим, учитывая приказ о его расстреле и тот факт, что он безвестно отсутствует на протяжении более шести лет. Суд признал российские власти ответственными за его смерть (нарушение статьи 2);

  • Расследование “исчезновения” Яндиева было неадекватным по целому ряду оснований (нарушение статьи 2);

  • Страдания матери Яндиева из-за «исчезновения» сына и оттого, что российские власти не приняли адекватных мер для установления его дальнейшей судьбы, свидетельствуют о превышении минимального порога бесчеловечного и унижающего обращения (нарушение статья 3);

Суд указал, что не было представлено достаточно доказательств того, что сам Яндиев подвергся пыткам, бесчеловечному или унижающему обращению.

Фатима Базоркина, мать Яндиева, приветствовала вынесенное решение.

«Наконец-то хоть какой-то суд рассмотрел мое дело, - заявила она. - Теперь я надеюсь, что российские власти предпримут серьезные усилия, чтобы установить правду о судьбе моего сына и привлекут к правосудию ответственных».

Офицер Баранов, который приказал казнить Яндиева, в то время генерал-полковник, получил повышение и в настоящее время является командующим российских войск на Северном Кавказе. Кроме того, он был награжден медалью Героя России.

Суд приказал России выплатить компенсацию семье Яндиева. Государство также обязано принять шаги для надлежащего расследования исчезновения Яндиева. Как только решение вступит в законную силу, Комитет Министров Совета Европы будет следить за его исполнением.

«Ситуация в Чечне продолжает быть самым серьезным очагом нарушений прав человека, и международное сообщество должно призывать Россию к ответу», - заявил Дидерик Ломан, главный исследователь международной организации Хьюман Райтс Вотч и основатель «Правовой Инициативы по России». «Это решение для стран-членов Совета Европы, в том числе и для России, должно послужить сигналом к принятию эффективных мер в отношении подобных нарушений».

Российский Правозащитный Центр «Мемориал» утверждает, что с начала конфликта в 1999 году в Чечне без вести пропали от 3 000 до 5 000 человек, находившихся в руках российских войск или промосковских чеченских вооруженных формирований. В 2005 году были зарегистрированы 127 новых случаев исчезновений. Хьюман Райтс Вотч в 2005 году заявила, что такое широкомасштабное и систематическое распространение вынужденных исчезновений должно рассматриваться как преступление против человечности.

Дело Базоркина против России в Европейском Суде от имени заявительницы первоначально представляла британский юрист Гарет Пирс. Вместе с ней представляла заявительницу перед Судом организация «Правовая инициатива по России» после ее создания в 2001 году (в то время «Правовая Инициатива по Чечне»).

Более подробную информацию можно найти: http://www.srji.org/legal/bazorkina

 


<<< Все новости