«Сегодня Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес постановление и признал Россию виновной в непроведении расследования по заявлениям о применении пыток в Чечне, - сообщила «Правовая инициатива по России». - Однако Суд пришел к заключению, что не было достаточно доказательств утверждать, что заявитель подвергся пытке».
23 января 2000 года военнослужащие Министерства внутренних дел РФ задержали Сулеймана Медова и семь других мужчин в Старопромысловском районе Грозного, в Чечне. Медова сначала содержали в близлежащем военном лагере, а позже перевели в следственный изолятор Чернокозово, затем - следственные изоляторы в Моздоке, Пятигорске и Ставрополе. В итоге Медов был освобожден 3 мая 2000 года, а уголовное дело против него было прекращено, согласно официальной информации, на основании амнистии, объявленной в 1999 году.
В своей жалобе в ЕСПЧ Медов заявляет об условиях пребывания под арестом: что он подвергался пыткам во время нахождения под арестом и что российские органы власти не смогли должным образом провести расследование по его заявлениям о применении пыток.
В своем решении Суд признал, что российские власти нарушили свое обязательство согласно Статьи 3 Европейской Конвенции прав человека провести надлежащее расследование по заявлениям о применении пыток. Медов подавал жалобы в прокуратуры в декабре 2000 года, однако органы власти отказали ему в проведении уголовного расследования по его заявлениям.
Суд принял во внимание, что жалобы Медова должны были вызвать обоснованное подозрение в том, что он подвергался пыткам и что доступная общественности информация о широко распространенном жестоком обращении в следственном изоляторе Чернокозово накладывает на органы власти «особое обязательство в проведении эффективного расследования».
Следственный изолятор Чернокозово жестко критиковался правозащитными организациями, включая Европейский Комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП), в связи с информацией о серьёзных случаях дурного обращения с заключенными. ЕКПП указал на «явную практику физических издевательств», существовавшую там, в своем обращении к российским властям от 4 марта 2000 года.
Жалобы Медова об условиях пребывания под арестом и жестоком обращении в следственных изоляторах в Пятигорске и Ставрополе были признаны неприемлемыми на технических основаниях. Суд решил, что заявитель не предоставил достаточные доказательства в подтверждение того, что повреждения, указанные в медицинских свидетельствах, были нанесены во время пребывания в следственном изоляторе Чернокозово.
В подаче жалобы в ЕСПЧ Медову оказывали содействие Максим Ферштман, юрист, практикующий в Нидерландах и в настоящее время работающий в «Правовой Инициативе Открытого Общества», и Фонд «Правовая инициатива по России».
15 ноября 2007 года ЕСПЧ также вынесет постановление по делу «Хамила Исаева против России» относительно незаконного задержания и последующего исчезновения мужа заявительницы в 2001 году.
Дополнительная информация:
В Москве, Россия: Оле Солванг, +7 905 527 5978
В Назрани, Россия: Арсен Сакалов, +7 906 486 0753