10 апреля 2018 года ЕСПЧ огласил постановление по делу Магомадова против России . Предметом изучения Суда стало решение об определении места жительства сына заявительницы с отцом. Это решение вынес Ленинский районный суд города Грозный, и ЕСПЧ пришел к выводу, что власти не провели тщательного рассмотрения дела об опеке над ребенком. Элите Магомадовой по решению ЕСПЧ присуждена компенсация морального ущерба в размере 15 тысяч евро в связи с нарушением ее права на семейную жизнь.
Элита Магомадова развелась с мужем в 2010 году, когда ребенку исполнился один год. Мальчику требовалось постоянное лечение, и женщина переехала из Грозного в Москву. Бывший муж сначала навещал сына в Москве, но 22 октября 2013 года он приехал в детский сад, забрал трехлетнего мальчика и увез в Грозный. С этого момента Элита Магомадова не виделась с сыном, так как этому препятствовали родственники бывшего мужа.
Весной 2014 года заявительница подала иск по определению места жительства ребенка. Ленинский районный суд Грозного не принял во внимание объективные обстоятельства дела, не проверил должным образом информацию и решением от 17 апреля 2014 года определил место жительства сына Элиты с отцом. Последующие попытки Элиты Магомадовой увидеть ребенка или встретиться с ним по-прежнему пресекались родственниками бывшего мужа.
Бывший муж погиб в автокатастрофе в декабре 2014 году, и сына Элиты передали родственникам со стороны мужа, а не матери. Заявительница вновь подала иск об определении жительства ребенка и получила решение в свою пользу. В ходе исполнения этого решения, согласно материалам дела, судебные приставы не могли найти ребенка или его родственников.
Заявительница подала жалобу в ЕСПЧ в ноябре 2014 г. Суд коммуницировал эту жалобу Правительству России в июне 2015 г. И только в апреле 2016 года сотрудники Шалинского РОВД, вернули сына Элите Магомадовой. Мальчику к тому времени исполнилось семь лет.
“В Чеченской Республике я выиграла суды, но это никак не решало мою проблему. Обращалась даже к Уполномоченному по правам ребенка в России. Но мне не отдавали сына, постоянно прятали его от судебных приставов. В мае 2016 года мне удалось вернуть ребенка, к этому моменту моя жалоба в ЕСПЧ уже была коммуницирована”, - рассказала Элита Магомадова.
Юристы “Правовой Инициативы” отмечают, что жалоба Магомадовой Элиты - это первое дело, по которому ЕСПЧ вынес постановление в связи с урегулированием семейной жизни в Чечне. Бике Гюльмагомедова поясняет, что “в Чечне и Ингушетии вопрос опеки над детьми решается по нормам патримониальности. Часто только сторона отца имеет право опеки над детьми при разводе родителей. Власти в республиках иногда молчаливо, иногда прямо поддерживают местные обычаи воспитания детей. Из аргументов Правительства на этапе коммуникации было видно, что федеральные власти этой практике потворствуют. Элита Магомадова стала одной из жертв сложившейся в регионе практики и практически первая жительница Чечни, которая защищает права ребенка и свои родительские права в Европейском суде”.