27 ноября 2018 года “Медуза” сообщила о проведении в Московском медицинском центре «Бест Клиник» клиторэктомии — операции по «женскому обрезанию».
Оказалось, что в данном учреждении такую операцию делают и девочкам от 5 до 12 лет. На сайте клиники в инструкции по подготовке к проведению операции указано, что "обрезание клитора проводится девочкам до начала периода полового созревания".
Правозащитники готовят обращение в Генеральную прокуратуру РФ в связи с законностью проведения подобных операций.
Сотрудники Проекта “Правовая инициатива” изучили практику калечащих операций в некоторых регионах России. В 2016 году был опубликован первый отчет “Производство калечащих операций на половых органах у девочек в Республике Дагестан”, а в 2018 году - второй отчет “Практики калечащих операций в республиках Северного Кавказа: стратегии преодоления”.
В исследованиях правозащитники пришли к выводу что “женское обрезание” или клиторэктомия без медицинских показаний - это вредоносная практика, «крайняя форма дискриминации и насилия», проведение этих операций нарушает право на здоровье и свободу от пыток. Всемирная организация здравоохранения, Организация объединенных наций признала женское обрезание калечащей операцией. Как правило, эти операции преследуют цели ограничить проявления сексуальности у женщин и девушек.
Минздрав России в августе 2016 года поддержал мнения ВОЗ и ООН.
“Мы обращаемся в Генеральную прокуратуру, так как сотрудничающие с Проектом исследователи неоднократно поднимали проблему о практиках “женского обрезания” в России. Настораживает, что эта практика, достигнув уровня коммерческого предложения, рекламируется так же, как операция приемлемая для несовершеннолетних девочек", - отмечает адвокат Проекта “Правовая инициатива” Григор Аветисян.
“Мы указывали, что эта процедура недопустима и вредна для здоровья, тем более - дети не могут давать на нее согласие. Реклама такой процедуры вызывает серьезное опасение за здоровье девочек и женщин. После публикации в "Медузе" мы провели исследование и увидели, что подобные операции предлагают несколько клиник “по запросу” пациентов”, - говорит Юлия Антонова, старший юрист “Правовой инициативы” по исследовательским и образовательным проектам.