Фото: Первый шаг - ввести систему срочных запретов на контакт нападавшего с пострадавшей (охранные ордера) и серьезное наказание за его нарушение.
Охранные (или защитные) ордера — это юридический инструмент предотвращения внутрисемейного насилия. Обычно они бывают двух видов: временный чрезвычайный ограничительный ордер и судебный охранный ордер.
Охранные ордера запрещают агрессору причинять вред пострадавшим и их родственникам, вынуждают его покинуть дом, ограничивают доступ к жертве на работе и в общественных местах, к детям, ограничивают единоличное использование совместного имущества. Выдаются эти ордера по просьбе пострадавшего, родственников или социальных органов. Временный ордер выдает полиция, суд или органы юстиции после акта насилия, его нарушение грозит арестом или уголовным наказанием. Судебный охранный ордер выдает судья, который и определяет срок его действия.
Наше исследование показывает, что система охранных ордеров сама по себе не гарантирует их эффективности, если не будут разработаны механизмы их исполнения и привлечения к ответственности за нарушение условий охранного ордера. Если степень риска со временем меняется, то меняются и условия охранного ордера. Гибкие условия охранных ордеров защищают лучше.
Фото: Второй шаг - обеспечить безопасное проживание пострадавших, их детей и родственников.
Право на жизнь, здоровье и безопасность - это приоритетное право человека. Для защиты жизни и здоровья законодательство должно ограничить право нападавших на совместное проживание с пострадавшими.
Временный запрет нападавшим оставаться в одном доме с пострадавшими - это часть охранного ордера. Кризисные центры, убежища, шелтеры и бесплатная горячая линия, по мнению экспертов, тоже эффективны. Когда жертве некуда идти, увеличивается риск для жизни и здоровья — как самой пострадавшей, так и ее детей. Убежища должны быть легкодоступны, в них должна предоставляться психологическая и юридическая помощь. Например, государственные шелтеры в Грузии предлагают программы развития знаний и навыков для женщин. Цель этих программ — дать им возможность найти работу и жить самостоятельно после того, как они покинут убежище. Кроме того, важно, что при наличии убежища пострадавшие не остаются в безвыходном положении, когда они, пытаясь прервать насилие, в итоге могут убить агрессора.
Фото: Третий шаг - ввести уголовную ответственность за домашнее насилие и обязать власти собирать доказательства и поддерживать обвинение в суде.
Перевод домашнего насилия из категории дел частного и частно-публичного обвинения в категорию дел публичного обвинения в уголовном законодательстве является эффективной мерой правовой защиты для пострадавших. Хотя одни только уголовные санкции не способны изменить сложный комплекс моделей поведения, которые составляют домашнее насилие , уголовное преследование имеет выраженный сдерживающий эффект в плане роста рецидивизма и применения насилия в будущем.
Как мера защиты криминализация, во-первых, гарантирует обязательство государства расследовать преступления, совершенные в семейной сфере, и не перекладывает ответственность за противостояние насилию на плечи пострадавших. Во-вторых, криминализация способствует эффективному ходу следствия, так как пострадавшие от домашнего насилия часто не в состоянии сами собрать доказательственную базу по расследуемому преступлению. В-третьих, пострадавшие уже не смогут отказаться от обвинения и забрать жалобу под давлением и запугиванием со стороны родственников и иных лиц в ходе следствия. Если ответственность за принятие решения о подаче жалобы и продолжении дальнейшего уголовного преследования лежит на пострадавших (как, например, при частном и частно-публичном обвинении), то давление и опасность со стороны агрессора не только не исчезают, а, наоборот, могут усилиться.
Фото: Четвертый шаг - предоставить пострадавшим от домашнего насилия комплексную бесплатную юридическую, психологическую, социальную и медицинскую помощь.
Предоставление пострадавшим от домашнего насилия доступной экстренной квалифицированной бесплатной помощи, включающей медицинскую (например, для медицинского освидетельствования), юридическую и психологическую помощь, поможет повысить обращаемость потерпевших в специализированные учреждения за поддержкой. Благодаря этому повышаются их возможности сотрудничать с правоохранительными органами в рамках уголовного, административного и гражданского дела.
Без юридической помощи, например, большинство пострадавших просто не в состоянии качественно участвовать в разбирательствах. Однако, специалисты, работающие с пострадавшими, должны хорошо знать специфику домашнего насилия, в том числе для того, чтобы выявить все потребности пострадавших.
Фото: Пятый шаг - осуществлять программы повышения квалификации специалистов - юристов, психологов, социальных работников, врачей, полицейских, судей и пр. - по специально разработанным стандартам межведомственного взаимодействия.
Комплексный межведомственный подход, или Координационное общественное реагирование (далее – КОР) является одной из самых эффективных мер предотвращения и защиты от домашнего насилия. КОР подразумевает взаимосвязанную сеть услуг и консультаций, которая способна всесторонне реагировать в случаях насилия, снижать и искоренять насилие в жизни пострадавших. Одна часть системы (например, юрист) помогает пострадавшим получить услуги от других частей системы – охранный ордер, медицинский осмотр, психологические консультации.
Модель межведомственного взаимодействия должна представлять собой комплекс услуг, которые поддерживают и взаимно дополняют друг друга.
Фото: Шестой шаг - это реформы, направленные на предотвращение насилия. Они экономически выгоднее, чем борьба с последствиями домашнего насилия.
Затраты на расследование уголовного дела в ситуациях причинения тяжкого вреда здоровью или убийства, расходы на судебное разбирательство и заключение обвиняемого под стражу, на его дальнейшее содержание, затраты на пенсию пострадавшим по инвалидности или по потере кормильца обойдутся государству дороже, чем охранный ордер.
Так, в 2019 году Всемирный Банк в пришел к заключению, что в тех 131 странах, где приняли реморы, женщины больше вкладывают в экономику. Индекс ВМБ по России в отношение правового положения женщин и экономики ниже, чем по Либерии, Мозамбик, и большинство пост-совестких стран.
«Самое экономически эффективное — это проводить кампании по предотвращению домашнего насилия. Если государство хочет решить проблему домашнего насилия, нужно выделить на это деньги», считает и.о. директора центра Domestic Violence Victoria Элисон Макдональд, Австралия.
Наименее экономически эффективными мерами по борьбе с домашним насилием названы коррекционные программы для агрессоров — они дороги и имеют положительный эффект, только если сам агрессор серьезно настроен на изменения.
Фото: Седьмой шаг - это ограничение прав обидчика на контакты с детьми.
Важно, что в вопросах, связанных с опекой, интересы и безопасность ребенка должны иметь приоритет над правом родителя, применявшегося домашнее насилие ко второму родителю ребенка, посещать ребенка.
В своем заявлении от 31 мая 2019 года эксперты по правам женщин Организации Объединенных Наций отметили, что игнорирование насилия со стороны интимного партнера в отношении женщин при определении опеки над детьми может привести к серьезным рискам для детей . Следовательно, интересы и безопасность ребенка должны иметь приоритет над правом родителя, применявшего насилие ко второму родителю ребенка, посещать ребенка и общаться с ним.
Дети – свидетели и потерпевшие от домашнего насилия – должны быть максимально защищены от его повторения. Часто судьи сопротивляются ограничивать права нападавших общаться со своими детьми, даже тогда, когда это опасно для жизни и психического и физического здоровья детей. Это может привести к трагическим последствиям. Мировая судебная практика показывает, что часто убийства женщин партнерами или бывшими партнерами происходило время посещения ребенка.
Фото: Авторы законопроекта о домашнем насилии в РФ не включили в круг лиц, подвергшихся домашнему насилию (ст. 2 законопроекта), тех, кто совместно проживает/проживал с агрессором или ведет/вел с ним общее хозяйство. Таким образом, останутся не защищены, как минимум, действующие и бывшие супруг, супруга, сожители, родители, дети, престарелые члены семьи и прочие. В то время как примеры из практики указывают на необходимость защиты таких лиц.
Защита от домашнего насилия должна распространяться на лиц, живущих вместе, вне зависимости от официальной регистрации отношений, а также разорвавших связь, если один из партнеров добивается восстановления вопреки желанию второго. Таким образом, должны быть защищены, как минимум, действующие и бывшие супруг, супруга, сожители, родители, дети, престарелые члены семьи и прочие.
Поэтому наш последний восьмой шаг - обеспечить эффективную защиту всех без исключения пострадавших от домашнего насилия