Сегодня в двух отдельных постановлениях Европейский Суд по Правам Человека признал Россию ответственной за исчезновение отца и сына, а также за исчезновение и последующее убийство женщины, чье тело было обнаружено в крупнейшем массовом захоронении Чечни - сообщает Правовая Инициатива по России, организация, предоставляющая юридическую помощь семьям жертв.
В своем постановлении по делу Имакаева против России, Суд впервые установил по делу из Чечни то, что власти нарушили право на уважение частной и семейной жизни (Статья 8 Конвенции о Правах Человека). Дело Имакаева также является первым делом из Чечни, в котором Суд установил, что власти, не предоставив запрошенные документы, нарушили свое обязательство о сотрудничестве с Судом (Статья 38).
«Эти два дела не только демонстрируют невообразимые нарушения, которые имели место в Чечне. Они также говорят о том, до какой степени российские власти равнодушны к данным нарушениям, а также то, на что они готовы пойти для защиты своих военнослужащих», говорит Ян тер Лаак, Председатель Правления Правовой Инициативы по России. «Степень приверженности российского правительства защите прав человека и соблюдению Европейской Конвенции о Правах Человека будет теперь продемонстрирована тем, каким образом оно отреагирует на данные постановления».
Исчезновение и вероятная смерть отца и сына Имакаевых
В деле Имакаева против России Европейский Суд единогласно признал Россию ответственной за задержание, исчезновение и вероятную смерть Саид-Хусейна Имакаева и его отца, Саид-Магомеда, который был задержан через четыре месяца после того, как обратился с жалобой об исчезновении сына в Европейский Суд. Суд также осудил российские власти за не представление в Суд запрошенных им документов.
«Я удовлетворена постановлением Суда», говорит Марзет Имакаева, мать Саид-Хусейна и Заявительница по делу. «Моим единственным желанием всегда было выяснение того, что произошло с моим мужем и сыном, и если они умерли, то похоронить их надлежащим образом. Я надеюсь, что это постановление Суда заставит власти, наконец, сказать мне о том, что произошло с Саид-Хусейном и Саид-Магомедом».
Саид-Хусейн Имакаев был задержан на блокпосту между селами Старые и Новые Атаги, Чечня, 17 декабря 2000 года. Ряд свидетелей видели то, как его заставили сесть в военный автомобиль, который после этого сразу уехал. С тех пор Саид-Хусейна не видели.
Российские власти так и не привлекли никого к ответственности за его исчезновение.
Рано утром 2 июня 2002 года, через четыре месяца после того, как Саид-Магомед и Марзет Имакаевы подали жалобу в Европейский Суд по Правам Человека, около 20 вооруженных военнослужащих прибыли на шести БТРах к дому Имакаевых. Они конфисковали документы и увезли с собой Саид - Магомеда, сказав Марзет о том, что доставят его с районный центр. С тех пор Саид - Магомеда не видели.
Сразу же после задержания и исчезновения их сына Марзет и Саид-Магомед подали многочисленные заявления в прокуратуру и другие государственные органы различных уровней. Они также посетили СИЗО и тюрьмы, расположенные в Чечне и на Северном Кавказе. Когда ее мужа задержали, и он исчез, Марзет самостоятельно продолжила поиски. Первоначально российское правительство отрицало то, что ее муж и сын были задержаны. Однако в 2004 году оно признало то, что ими был задержан отец, однако утверждало, что он был отпущен в тот же день.
В связи с предпринимавшимися ею усилиями по поиску мужа и сына Марзет подверглась ряду угрожающих допросов, и в конце концов из-за опасений за собственную безопасность и безопасность своей семьи, ею было принято решение об обращении за убежищем в США.
В своем постановлении Суд сделал ряд важнейших выводов:
§ Саид-Хусейн Имакаев и Саид-Магомед Имакаев были незаконно задержаны российскими службами безопасности (Статья 5);
§ Саид - Хусейн и Саид-Магомед Имакаевы должны считаться умершими и российские власти несут ответственность за их смерть (Статья 2);
§ Расследование незаконного задержания и исчезновения является неадекватным по целому ряду причин. Суд особо отметил отсутствие попыток следствия установить БТРы и военное подразделение, принимавшее участие в задержаниях (Статья 2);
§ Исчезновение сына Марзет и ее мужа и не принятие российским правительством адекватных мер для прояснения их участи представляет собой бесчеловечное обращение (Статья 3);
§ Отсутствие санкции и гарантий при проведении обыска представляют собой нарушение права на уважение частной и семейно жизни. Ссылка властей на особые полномочия, предусмотренные Законом о Борьбе с Терроризмом, представляются недостаточными (Статья 8).
Суд указал, что его поразила безответственность или не принятие на себя какой-либо прямой ответственности со стороны принимавших участие в рассматриваемых событиях должностных лиц.
Кроме того, Суд осудил российские власти за не сотрудничество с Судом, выразившееся в непредставлении запрошенных им документов (Статья 38). Российские власти последовательно отказывают в удовлетворении запросов Суда о предоставлении документов по делам из Чечни, утверждая, что данные документы содержат государственную тайну.
Исчезновение и убийство Нуры Лулуевой
В деле Лулуев и Другие против России Суд единогласно установил, что Россия несет ответственность за задержании и смерть Нуры Лулуевой, тело которой было обнаружено среди 51 тела в крупнейшем массовом захоронении Чечни. Данное массовое захоронение располагалось менее чем в 1 км. от главной военной базы в Ханкале, Чечня.
3 июня 2000 года группа военнослужащих прибыла на рынок, где работала 40-летняя мать четырех детей Нура Лулуева. Прибывшие задержали несколько человек, в том числе ее и двух ее двоюродных сестер. Очевидцы задержания говорят о том, что военнослужащие прибыли на БТРах, которые использовались только федеральными силами.
Тело Лулуевой с телами ее двоюродных сестер было найдено среди 51 тела в массовом захоронении в Чечне в феврале 2001 года. Массовое захоронение располагалось в поселке Дачный, менее чем в одном километре от главной военной базы в Ханкале, Чечня. Большинство тел были в гражданской одежде, на головах некоторых были мешки, у многих были завязаны руки и ноги. Ряд лиц, тела которых были обнаружены в этом массовом захоронении, в последний раз видели живыми во время задержания российскими федеральными силами. Обнаружение захоронения и его содержимое были документально отражены Хьюман Райтс Вотч в докладе Зарытые улики (см. ниже).
В своем постановлении Суд сделал ряд важнейших выводов:
§ Лулуеву незаконно задержали российские силы безопасности (Статья 2);
§ Расследование было неадекватным по множеству причин, среди прочих, оно «содержало отсрочки даже по принятию самых основных следственных мер» (Статья 2);
§ Исчезновение и смерть Лулуевой и не принятие российским правительством адекватных мер по расследованию уголовного дела представляют собой бесчеловечное обращение (Статья 3);
§ Лулуева была подвергнута непризнанному задержанию, что представляет собой особо тяжкое нарушение права на свободу и личную неприкосновенность (Статья 5);
Суд постановил, что описание тела не позволяет Суду прийти к выводу о том, что перед смертью Нура Лулуева подвергалась дурному обращению (Статья 3).
В своем постановлении Суд также отметил, что расследование смерти других лиц, тела которых были обнаружены в данном массовом захоронении, является неэффективным. В своем докладе Хьюман Райтс Вотч подвергла российские власти интенсивной критике за не установление личности большинства из тех, кому принадлежали обнаруженные тела, отсутствие документального отражения и сохранности важных доказательств, а также за неадекватное проведение вскрытий. Никто не был привлечен к ответственности за убийства 51 человека. Правовая Инициатива по России представляет семьи трех других лиц, тела которых были также обнаружены в данном массовом захоронении.
Дальнейшая информация:
В Нидерландах: Ян тер Лаак, +31 622975179
В Ингушетии, Россия: Арсен Сакалов, +7 906 486 0753
Автор докладов Хьюман Райтс Вотч о рассматриваемых событиях, Диедерик Лохман, может предоставить свои комментарии по телефону в США: +1 212 216 1282