"Европейский суд по правам человека признал Россию ответственной за то, что не было проведено эффективное расследование по факту убийства жителя Чечни в 2001 году", - сообщает сегодня "Правовая инициатива по России".
Заявительница по делу "Эстамирова против России" приходится женой Асради Эстамирову, который был убит 5 января 2001 года выстрелом в голову во время перестрелки между российскими федеральными силами и боевиками в Аргуне.
В тот день колонна военнослужащих 70-го мотострелкового полка под командованием подполковника Швецова проходила через Аргун примерно в 17 часов. Асради был на улице, когда началась перестрелка между сотрудниками федеральных сил и неизвестными боевиками, которые пытались напасть на колонну. Асради получил огнестрельное ранение в голову и вскоре скончался в больнице.
Уголовное дело было возбуждено по факту убийства Асради по причине неосторожности. Эксперт, проводивший баллистическую экспертизу вскоре после его смерти, указал, что "решить вопрос о том, из какого оружия были отстреляны гильзы, не представляется возможным, по причине недостаточного объема справочной литературы в Аргуне". Тем не менее надзирающий прокурор несколько раз в ходе расследования поручал следователям принять меры для того, чтобы проверить огнестрельное оружие, которым пользовались военные из этой колонны, и сравнить гильзы, собранные на месте преступления. Кроме того, в ходе следствия не были установлены личности военнослужащих, проходивших колонной через Аргун в тот день, хотя следователи знали и номер полка, и личность его командира. Несмотря на критическую оценку следствия со стороны надзирающего прокурора, который указал на "хаотичное" проведение расследования, основные мероприятия по делу не были проведены и точные обстоятельства смерти Асради не были установлены.
В связи с этим суд пришел к выводу, что Россия не провела эффективного расследования смерти Асради, несмотря на то, что не были установлены достаточные доказательства причастности федеральных военнослужащих к его убийству.
Кроме того, что Россия была признана виновной в неспособности провести надлежащее расследование по факту смерти Асради, суд также установил, что заявительница не имела доступа к эффективным средствам правовой защиты в ее попытках установить обстоятельства убийства ее мужа. Заявительнице была присуждена компенсация в размере 30.000 евро за моральный ущерб.