В феврале 2018 года ЕСПЧ коммуницировал жалобы двух заявительниц Проекта “Правовая инициатива”. Жительница Дагестана Айшат Шайтилаева жаловалась на насильственное исчезновение сына Адама Хайрулаева. Жительница Чечни Лайла Турпулханова - на исчезновение дочери Луизы Межидовой. Оба исчезновения не были расследованы властями.
Адам Хайрулаев похищен 4 августа 2012 года вооруженными людьми в камуфлированной форме без опознавательных знаков и в масках. Свидетелями стали жители села Комсомольское Кизилюртовского района в Дагестане. С момента исчезновения прошло семь лет, новостей о местонахождении Адама нет. Мать похищенного считает, что сын стал жертвой внесудебной расправы. До исчезновения Адама много раз без причины задерживали и допрашивали в полиции. Уголовное дело возбудили по факту похищения Адама Хайрулаева, следствие приостанавливалось пять раз и возобновлялось только при содействии адвокатов.
Луиза Межидова пропала в Чечне в октябре 2011 года. Полиция не расследовала исчезновение молодой женщины.
“При коммуникации Суд указал, что дела Адама Хайрулаева и Луизы Межидовой отнесены к категории well-established case-law (WECL - хорошо обоснованная судебная практика). Это означает, что спор между заявителями и Правительством будет вестись в упрощенном порядке. В коммуникации Суд поставил вопросы о нарушении Статьи 2 Конвенции в процессуальном аспекте. Государство-ответчик обязано расследовать насильственное исчезновение, которое признается угрожающим жизни обстоятельством", - комментирует сотрудничающий с Проектом “Правовая инициатива” адвокат Рустам Мацев.
Дело Адама Хайрулаева коммуницировано как WECL со ссылкой на постановление "Аслаханова против России" (№№2944/06, 8300/07, 50184/07, 332/08 и 42509/10, от 18 декабря 2012 года), где Суд постановил, что нерасследование похищений - это системная проблема. В поставлении по Аслахановой указаны нарушения в Чечне и Ингушетии в период с 1999 по 2006 годы, но Суд утверждает, что ведение уголовных расследований не эффективно и в тех делах, когда похищения произошли до или после этого периода в других регионах. В постановлении говорится, "что системный характер нарушения очевиден в отношении периода с 1999 по 2006 годы, но проблемы при расследовании таких событий намного более распространены; их необходимо учитывать при рассмотрении жалоб по схожим делам, которые имели место вне указанного временного периода или в других местах в регионе" (Aslakhanova and Others v. Russia, § 217).Подробнее о мерах общего характера, указанных Судом в постановлении Аслаханова, можно прочитать в статье, которая была опубликована в 19-ом номере Бюллетеня EHRAC/Мемориал.