22 Января 2019, Вторник
22 января 2019 года ЕСПЧ вынес два постановления по 20 делам об исчезновениям в Чечне и Ингушетии с 2000 по 2005 годы. Семь дел представляли адвокаты Проекта “Правовая инициатива”.

В деле "Кулишова против России" (37430/09) мать заявляла о похищении Дмитрия Кулишова из квартиры в Грозном. В ночь с 14 на 15 марта 2005 года ворвались вооруженные люди в камуфляжной форме, они задержали и увезли в МВД Чечни. После этого нет никаких известий о местонахождении Дмитрия Кулишова (на фото слева - Дмитрий Кулишов).

В день оглашения постановления ЕСПЧ Валентина Кулишова - мать Дмитрия сказала: “Уже 13 лет о нем ничего не известно, я обращалась в полицию и в Москву, и в Чечне. Безрезультатно, его нигде не нашли”.

В деле "Ахметхановы против России" (43706/09) события произошли в селе Гехи. Ночью 3 июля 2002 г. двадцать человек в камуфляжной форме, масках, вооруженных автоматами, ворвались в дом. Они задержали Ахдана Ахметханова, забрали документы, вывели его во двор. Мать Ахдана попыталась следовать за военнослужащими, которые увозили ее сына, но они стали стрелять в нее. Соседи видели, что Ахдана увезли в сторону города Урус-Мартан.

В день оглашения постановления о событиях 2002 г. вспоминает брат пропавшего - Магден Ахметханов : “Я после похищения Ахдана обращался во все инстанции от УВД до ФСБ. Я проехал всю страну, искал своего брата в местах заключения, был даже в Архангельске. И нигде не нашел его. После этого в 2009 году мы обратились в Европейский суд. В августе 2014 года мать Ахдана, умерла, так и не узнав его судьбу”.


Умаров Магомед Мовлдиевич1.jpgДело "Умаров и другие против России" (5691/11) касается событий 25 мая 2005 года. Тогда военнослужащие  задержали Умарова Магомеда из собственного дома в Дуба-Юрте. 4 августа 2005 года прокуратура Шалинского района возбудила уголовное дело №46092. Расследование похищения не завершено. (на фото слева - Магомед Умаров).

Дело "Местоевы против России" (66394/10) касается похищения в Ачхой-Мартане. 29 сентября 2003 года группа военнослужащих в камуфляжной форме, вооруженных автоматами, задержала и увезла Магомеда Meстоева. 31 октября 2003 года в прокуратуре Ачхой-Мартановского района было возбуждено уголовное №63058. Расследование похищения еще не завершено.

В деле "Солтагираева и другие против России" (43724/09) речь идет о зачистке села Гудермес, где 2 апреля 2002 российские военные провели схватили Асхаба Солтагираева, увезли в Гудермесский РОВД для проверки, но так и не освободили его. Хотя другие задержанные подтвердили, что Асхаб находился в РОВД. Заявители не видели Асхаба Солтагираева с момента его похищения 12 апреля 2002 года.


Заявители в деле "Шавхаева и Бекаева против России" (51029/08) потеряли троих родственников. 9 июня 2001 года группа  вооруженных людей в масках приехала к дому заявителей в Аргуне и задержала Умара Бекаева, Шарипа и Шамхана Бекаевых 12 августа 2001 года по этому факту было возбуждено уголовное дело в Шалинской районной прокуратуре. Расследование событий до сих пор не завершено (на фото слева - Умар Бекаев).

Также Проект "Правовая инициатива" представлял заявителей в деле "Цакаева и другие" (54733/10). В октябре 2001 года Тимур Цакаев отправился в Алхан-Юрт, чтобы навестить свою бабушку. В 3 часа утра 2 ноября 2001 года семья проснулась от шума двух БТРов и автомобиля УРАЛ, которые подъехали к воротам. От 40 до 50 вооруженных военнослужащих в масках и камуфляжной форме оцепили дом и провели обыск. Военнослужащие вывели Тимура и его дядю Мусу Цакаева на задний двор и стали допрашивать. В это же время другие военнослужащие заблокировали выход других родственников из дома. Через час они отпустили дядю Мусу и посадили Тимура в УРАЛ. Местные жители видели, как военнослужащие и несколько мужчин с мешками на головах сидели в грузовике. Один БТР и грузовик УРАЛ уехали в этот же день, второй БТР - позднее. В течение нескольких месяцев родственники Тимура Цакаева жаловались в различные инстанции на его похищение. Заявители не видели Тимура Цакаева с момента его похищения 2 ноября 2001 года.

Заявителей по другим 13 жалобах из постановлений Тазуева и 9 других против России и Кукурхоева и 9 других против России представляли ПЦ "Мемориал", НГО "Матери Чечни" и адвокаты, ведущие частную практику в регионе. 

Семьям пропавших без вести, которых представлял Проект “Правая инициатива”, присуждена компенсация в размере 636 546 евро. По другим делам заявители также получили компенсации.  И общая сумма компенсации по 20 делам составила более 1 млн 600 тысяч евро.

“Суд признал ответственность государства за нарушение Статьи 2 (право на жизнь и обязанность провести эффективное расследование), Статьи 3 (запрет пыток), Статьи 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), и Статьи 13 (право на эффективные средства правовой защиты) Конвенции в связи с насильственными исчезновениями жителей Чечни и Ингушетии произошедшие в период с 2000 по 2005 годы, то есть в период действия особого режима контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, который был окончательно отменен только в 2009 году. Родственники исчезнувших не раз обращались к представителям власти с требованием найти их родных и провести расследование по факту их похищения, однако эффективного расследования проведено не было, пропавшие не найдены, а виновные в похищениях не установлены и не привлечены к уголовной ответственности.   Государство-ответчик несет ответственность не только по выплате компенсаций морального и материального ущерба, но и по эффективному расследованию похищений. Однако, на практике исполнение постановлений ЕСПЧ ограничивается лишь выплатой денежных компенсаций,” - комментирует адвокат “Правовой инициативы” Рустам Мацев.


<<< Все новости