Утром 17 декабря 2000 Саид-Хусейн Имакаев возвращался на машине домой в Новые Атаги. Вечером того же дня его родители говорили с соседями, которые видели, как Саид-Хусейн был задержан на дороге между селами Старые Атаги и Новые Атаги. Другие очевидцы, которые видели момент задержания из окна проходившего мимо автобуса, утверждали, что Саид-Хусейна посадили в военную машину и увезли в сторону Новых Атагов. Другие свидетели видели в тот же день, как неизвестный человек проезжал через Новые Атаги за рулем машины Саид-Хусейна на большой скорости в сопровождении военной техники. Саид-Хусейна после его исчезновения никто не видел.

2 июня 2002, спустя несколько месяцев после направления в Европейский Суд жалобы по поводу исчезновения сына, Марзет и Саид-Магомеда Имакаевых рано утром разбудило вторжение в их дом примерно 20 военных, которые приехали на 6 бронетранспортерах (БТР). Солдаты, некоторые из которых были в масках, без каких-либо объяснений обыскали дом и изъяли некоторые документы и предметы. Во время обыска Саид-Магомед был поставлен лицом к стене. После обыска его увели солдаты. Марзет говорила со старшим офицером группы, который представился как Александр Григорьевич "Бумеранг". Он заявил, что Саид-Магомед будет доставлен в районный центр Шали. В результате задержания Саид-Магомед исчез.

В ту же ночь в Новых Атагах были задержаны еще 4 человека, которые также бесследно исчезли: Идрис Абдулазимов, Ислам Уцаев, Масуд Товмерзаев и Мовсар Тайсумов. Описание задержаний можно найти здесь. "Правовая инициатива по России" направила в Европейский Суд жалобы от родственников пропавших.

В начале августа 2002 Марзет и родственники других задержанных посетили военную комендатуру в Шали. Они заметили, что один из БТР, использовавшихся в ходе задержаний 2 июня, стоял во дворе комендатуры. Член экипажа БТР был вызван в комендантуру, где признал, что был в Новых Атагах, но не назвал точной даты. Также он сказал, что два человека были увезены на его БТР, но они были оставлены на первом блокпосту и неизвестно что с ними случилось. Во время этого разговора военный комендант заявил, что 27 человек были задержаны в июне и 15 из них были "ликвидированы".

Попытки оказать на Марзет давление и заставить ее отозвать жалобу из Европейского Суда были предприняты старшим следователем из МВД, который был у Имакаевой дома в конце июля 2002. Он допросил ее об обстоятельствах задержания ее мужа и подтвердил, что расследование этих событий связано с подачей жалобы в Европейский Суд. Когда Марзет была в военной комендатуре в Шали в начале августа 2002 и пыталась получить информацию о муже, ее опять допросили по поводу жалобы в Суд и требовали сообщить, сколько она заплатила денег за обращение в Европейский Суд.

В феврале 2002 года родители Саид-Хусейна, Саид-Магомед и Марзет Имакаевы, с помощью организации «Правовая инициатива по России» подали жалобу в Европейский Суд по правам человека. Четыре месяца спустя Саид-Магомед был задержан в своем доме группой вооруженных солдат и впоследствии исчез.

9 ноября 2006 Европейский Суд по правам человека единогласно признал ответственность государства за задержание и предполагаемое убийство Саид-Магомеда и Саид-Хусейна Имакаевых и установил обязанность России выплатить больше 90 тысяч евро в качестве компенсации.